Малый бизнес ощущает недостаток в заемных средствах

Уровень недокредитованности отечественного МСБ остается высоким

Сегодня большая часть российских банков предлагает кредит на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ). Интерес к развитию данного сегмента экономики с их стороны понятен: малый бизнес имеет хорошие долгосрочные перспективы и в отличие от ипотеки меньше реагирует на внешнюю конъюнктуру. Однако, несмотря на взаимный интерес к сотрудничеству заемщиков и кредиторов, малые и средние предприятия в России ощущают недостаток в заемных средствах. Противоречие налицо: уровень недокредитованности отечественного МСБ остается высоким, а количество продуктов в линейке банков постоянно расширяется, впрочем, как и число желающих работать в данном сегменте кредитования.

"Сейчас кредитование МСБ становится одним из приоритетных направлений даже для Сбербанка и ВТБ, не говоря уже о менее крупных банках. Ведь именно кредиты МСБ наиболее доходны среди корпоративных кредитов, и именно на них банки весьма эффективно "отбивают" рост стоимости ресурсов. С другой стороны, конкуренция в этом сегменте пока ниже, чем в рознице. Да и с точки зрения кредитных рисков продолжать наращивать долю потребительских кредитов становится все более опасно, так что МСБ - хорошая возможность диверсифицировать риски и заработать высокую доходность", - говорит Ольга Беленькая, замруководителя аналитического департамента ООО "Совлинк".

Не секрет, что в нынешних экономических условиях развитие малого бизнеса сильно зависит от возможности привлечь заемный капитал. Однако статистика подтверждает, что лишь часть МСБ готова брать на себя финансовые обязательства. По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", 70% предпринимателей не обращаются в банки вообще, однако 95% из них нуждаются в деньгах, но не имеют времени и сил оформлять кредит.

Существуют разные мнения по поводу уровня недокредитованности МСБ в России. Еще не так давно экспертами называлась цифра в 30-40% недокредитованности малых и средних предприятий. "В связи с тем, что совсем недавно на рынок кредитования малого и среднего бизнеса вышло очень много новых игроков, и все они предлагают продукты примерно схожие по своим параметрам, процент недокредитованности, возможно, уменьшился. Но могу сказать, что на данный момент мы не испытываем нехватки в заемщиках", - говорит начальник департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития Наталья Голованова.

По оценкам директора департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Елены Махоты, потребность в дополнительном финансировании испытывают 60-80% малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. По ее словам, потребность бизнесменов в кредитовании оценивается в 850 млрд - 1 трлн рублей, что в 7-8 раз больше, чем существующие объемы кредитования. "Столь значительные потребности в финансировании остаются неудовлетворенными по большому количеству причин - это и несовершенство законодательной базы по кредитованию, и недостаточная информированность предпринимателей о программах кредитования малого и среднего бизнеса, и низкий уровень раскрытия информации о финансово-экономическом положении бизнеса, и отсутствие ликвидного обеспечения и другие", - говорит эксперт.

При этом малый бизнес заинтересован как в "длинных", так и в "быстрых" кредитах, и на рынке есть из чего выбирать: банки предлагают разные продукты, однако признают, что доля долгосрочных кредитов, выданных предприятиям МСБ, является незначительной.

"Долгосрочные кредиты популярны прежде всего из-за более низких процентных ставок", - говорит Наталья Голованова. Кроме того, сейчас очень популярны овердрафтные кредиты, но такой продукт есть далеко не у каждого банка.

По наблюдениям Елены Махоты, сегодня наибольшей популярностью пользуются кредиты с целевым назначением пополнения оборотных средств - до 70% всех выданных кредитов приходятся на эти цели. Такие кредиты, как правило, являются краткосрочными и выдаются на срок до 12-18 месяцев. Кредиты, направленные на приобретение основных средств (оборудование, транспорт), выдаются на более длительные сроки до 3-5 лет. "Однако зачастую заемщики стараются закрывать такие кредиты досрочно, не желая платить лишние проценты", - поясняет ситуацию г-жа Махота.

Сроки кредитования свыше 5 лет интересуют заемщиков, которые желают приобрести за счет кредитных средств коммерческую недвижимость - такие кредиты по сумме являются значительными для бизнеса заемщика, и только при длительном сроке кредитования погашение может осуществляться без последствий для текущей деятельности предприятия. Далеко не все банки готовы предоставлять кредиты для приобретения коммерческой недвижимости. "Дело в том, что при таком кредитовании обеспечением по сделке выступает сама приобретаемая недвижимость, и сегодня существуют значительные правовые трудности с оформлением этой недвижимости в залог", - объяснила эксперт Промсвязьбанка.

Представители МСБ вопрос недокредитованности называют одной из существенных проблем для развития бизнеса. По словам предпринимателей, в регионах по-прежнему трудно получить кредит под бизнес план, большое количество бумаг и сложная процедура получения кредита пугают потенциальных заемщиков. Еще сложнее получить кредит для начинающего бизнеса и тем более для предпринимательского проекта, еще не оформившегося в бизнес. В то же время, по подсчетам "ОПОРЫ России", среди 30% предпринимателей, обращающихся в банки за кредитами, большая часть получает их без проблем. Согласно исследованию, проведенному данной организацией, три четверти выдаваемых кредитов лежат в пределах от 1 до 3 млн рублей. Менее 10% кредитов - суммы меньше 250 тыс. рублей. Суммы большие, чем 3 млн рублей, получают не больше 20% предпринимателей.

Источник: credit.rbc.ru