Подробно об автолизинге

В настоящее время лизинг автотранспорта стал доступен практически для всех юридических лиц и даже индивидуальных предпринимателей. При этом нижняя граница стоимости предмета лизинга практически стерта. Многие лизингодатели готовы предавать в лизинг даже один автомобиль стоимостью триста - четыреста тысяч рублей.

Юридические лица используют автолизинг для решения различных задач. Дорогой легковой автомобиль может быть приобретен для топ-менеджмента компании в представительских целях. Это могут быть также автомобили для сотрудников среднего звена. Приобретаются коммерческие автомобили для сервисных работ. Грузовой транспорт берут в лизинг в первую очередь для транспортировок и удовлетворения нужд основного производства. Отдельно следуют выделить организации, для которых автомобили являются ключевым активом (такси, маршрутные такси, прокатные компании, грузоперевозчики). Приобретение автомобиля в лизинг имеем массу преимуществ.

Во-первых, это удобно. Сроки оформления документов в среднем 2-3 дня. Срок лизинга (от 12 до 60 месяцев) превышает максимальный срок банковского кредита на приобретение транспорта. По сравнению с банком лизинговая компания гораздо гибче подходит к условиям договора. Во-вторых, покупка транспорта в лизинг для предприятий выходит дешевле, чем в кредит. В налоговом кодексе РФ предусмотрена ускоренная амортизация предмета лизинга и отнесение лизинговых платежей на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и по налогу на имущество юридических лиц. Ведущие лизинговые компании, специализирующиеся на автотранспорте имеют специальные условия на приобретение техники от автопроизводителя.

В-третьих, приобретая машину в лизинг, покупатель избавляет себя от различных сопутствующих хлопот. Для многих транспортных компаний лизинг вообще стал волшебной палочкой. Такси, маршрутные такси, грузоперевозчики, прокатные компании выбирают этот финансовый инструмент для развития своего бизнеса.

Рассмотрим небольшой пример лизинга автомобиля Форд Фокус стоимостью 420 000 рублей с целью оказания прокатных услуг.
Прокатная компания может взять его в лизинг на три года с авансом 20% и включенным налогом на имущество. В этом случае аванс будет составлять 71 186 рублей и ежемесячный платеж 11 720 рублей1. Соответственно, общая стоимость договора лизинга составит 493 106 рублей. При этом прокатная компания понесет расходы, связанные с регистрацией автомобиля в ГАИ, оплатой транспортного налога и т.п. в размере около 10 000 рублей, страхованием КАСКО и ОСАГО - около 135 000 рублей и потратит на ремонт и поддержание технического состояния автомобиля около 120 000 рублей за три года.

При средней цене за сутки проката такого автомобиля 1 800 рублей (без НДС) и возможной его загрузки около 70 % (то есть автомобиль будет находиться в прокате 70% времени, и 30% автомобиль не будет эксплуатироваться) компания за три года получит доход в размере 1 379 700 рублей.

Таким образом, маржинальная прибыль компании с одного автомобиля за три года составит более 600 000 рублей. Не стоит забывать, что также прокатная компания получит в собственность трехлетний автомобиль, который можно реализовать на вторичном рынке, не менее чем за 50% от первоначальной стоимости. Конечно, данные расчеты достаточно условны, но экономическая целесообразность использования лизинга очевидна. Поэтому большинство транспортных компаний выбирают именно лизинговую схему финансирования. Лизинговые компании в свою очередь тоже стали понимать насколько выгодно может быть подобное сотрудничество и все большее стали "поворачиваться лицом" к подобным проектам.

Крупнейшие российские перевозчики уже стали ключевыми клиентами для многих лизинговых компаний. Последние стараются под крупные проекты привлекать инвестиции иностранных банков под гарантии экспортно-импортных агентств Германии, Италии, Франции и др. Некоторые ведущие производители грузовых автомобилей также предлагают лизинговых компаниям товарное финансирование или рассрочку платежа. Подобные сделки позволяют сторонам реализовывать достаточно крупные и сложные проекты и предоставить клиенту максимально комфортные условия.

Виды автолизинга в России

В Российском законодательстве выделены только две формы лизинга - внутренний и международный, и дополнительно фигурируют возвратный и сублизинг. В обиходе встречается большое количество разнообразных форм лизинга (прямой, револьверный, чистый, мокрый, левередж-лизинг и др.), две основные: финансовый и оперативный лизинг.

  Финансовый лизинг
 Оперативный лизинг 
 По окончанию договора право собственности переходит к лизингополучателюДа Нет
 Лизингополучатель имеет право выкупить предмет лизинга по окончанию срока лизинга по цене заведомо ниже рыночнойДаНет
 Риски, связанные с автопарком берет на себя Лизингополучатель (риск потери стоимости автомобиля, технические, страховые риски, риски остаточной стоимости)ДаНет
 Лизингодатель предоставляет широкий спектр услуг, связанных с сервисным обслуживанием автомобиляНетДа


К особенностям лизинга автомобилей следует отнести обязательную государственную регистрацию транспорта в ГАИ, которую можно осуществить как на Лизингодателя, так и поставить на временный учет (на срок договора лизинга) на Лизингополучателя, обязательное страхование ОСАГО и КАСКО.

Под оперативным лизингом подразумевается - аренда транспорта с его техническим обслуживанием, при этом право собственности по окончанию договора к арендатору не переходит, и арендодатель продолжает распоряжаться имуществом. Основное преимущество оперативного лизинга заключается в возможности Лизингополучателя полностью сконцентрироваться на ведении основного бизнеса, передав непрофильное направление (транспортное обслуживание автопарка) на аутсорсинг.

Если говорить о "подводных камнях" лизинга. То в первую очередь стоит отметить возможные скрытые комиссии, к которым к счастью прибегают только некоторые лизинговые компании. Лизингополучателю следует сразу поинтересоваться с какими страховыми компаниями работает лизинговая компания, и какие тарифы в этих страховых, так как большинство лизингодателей накладывает ограничения при выборе страховой компании, предпочитая работать с зарекомендовавшими себя. В случае досрочного расторжения договора лизинга многие Лизингодатели идут навстречу клиенту и уменьшают остаток лизинговых платежей при досрочном расторжении по желанию Лизингополучателя на сумму будущих процентов по кредиту, которые Лизинговой компании не придется платить вследствие досрочного закрытия кредита, хотя немногие из них соглашаются сразу прописать такие условия в договоре.

При оперативном лизинге вполне возможны штрафные санкции за досрочное закрытие договора. Так как в основном данные сделки не подразумевают авансового платежа, то лизинговая компания обязывает своего клиента оплатить ей 20-30% от оставшихся лизинговых платежей, в случае досрочного расторжения договора. Тем самым они получают возможность продать вернувшийся ранее положенного срока автомобиль и безубыточно выйти из сделки.


Источник: rbc.ru