Страхование строительно-монтажных рисков

Какие изменения происходят сегодня на рынке страхования строительно-монтажных рисков (СМР) в России? Какие специфические черты отечественного рынка СМР стоит отметить? Каковы позиции специализированных и универсальных страховых компаний на данном рынке?

Спрос на услуги по страхованию строительных рисков в России неуклонно растет, однако на данный момент полноценное страховое покрытие имеют не более 8% всех строительных и монтажных работ, ведущихся в нашей стране.
Восприятие страхования СМР клиентами меняется достаточно медленно. Для многих из них это до сих пор своего рода «принудиловка», и только единицы понимают полезность страхования и стремятся к более широкому и соответствующему их интересам страховому покрытию. Почему так происходит? С одной стороны, клиенты осознают, что страхование позволяет экономить финансовые средства за счет отказа от создания резервных фондов на случай возникновения ущерба, и это дает возможность подрядчику использовать эти средства в качестве оборотного капитала. С другой стороны, элемент «вмененности», безусловно, есть и будет сохраняться какое-то время. Заказчик в договоре подряда в большинстве случаев принудительно требует страховать выполняемые подрядчиком работы, включая гражданскую ответственность за нанесение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

Но в принципе, развитие данного рынка - это лишь вопрос времени. Еще три-четыре года назад руководители строительных организаций сомневались, что страхование способно обеспечить финансовую устойчивость предприятия, повысить конкурентоспособность и компенсировать непредвиденные убытки на всех этапах реализации строительного проекта. Но с тех пор многие строительные компании приобрели опыт успешного сотрудничества со страховыми организациями и получили компенсации понесенных убытков на застрахованных объектах. А ничто так не располагает к сотрудничеству со страховщиком, как позитивный опыт урегулирования убытков.

Страхование СМР в России развивается в русле международного опыта. Страховыми компаниями все чаще практикуется не только страхование объекта, но и работа по снижению риска возникновения аварийной ситуации - постоянный технический надзор за строительным процессом, а также внедрение комплексных программ мероприятий по минимизации рисков повреждения и гибели имущества в процессе строительства, предотвращения внештатных и аварийных ситуаций. Другими словами - обеспечение непрерывной работы превентивного характера по уменьшению риска и увеличению безопасности на строительной площадке. Например, наша компания в прошлом году направила около 3 миллионов рублей на различные превентивные мероприятия в строительстве, состав и порядок проведения которых были предварительно согласованы со страхователем.

Характерной чертой российского страхового рынка СМР является выраженная конкуренция между компаниями, специализированными на СМР, и универсальными страховщиками, имеющими соответствующие подразделения. И у первых, и у вторых есть свои преимущества и недостатки. Специализированная компания дает клиенту, в первую очередь, оперативность, компетентность в узкой и специфичной сфере деятельности. С одной стороны, здесь, как правило, работает относительно небольшой круг специалистов, но зато они обладают глубокими техническими знаниями - не столько даже страхования, сколько строительного бизнеса, специфики деятельности предприятий-страхователей. Универсальные же компании - это некий супермаркет, в котором, фигурально выражаясь, отслеживая свежесть молока, вполне могут забыть про черствый хлеб. То есть там не всегда могут обеспечить равное качество управления всеми страховыми продуктами, и раскрученность брэнда, к примеру, на рынке автострахования совершенно не означает способности компании так же активно продвигаться и на рынке страхования СМР, требующего углубленного понимания специфики строительного бизнеса.

Многие эксперты на основе изучения зарубежного опыта работы страховщиков на рынке СМР склоняются к прогнозам, что будущее этого российского рынка все-таки за специализированными компаниями. Уже сейчас мы наблюдаем процесс дробления крупных многопрофильных страховых компаний на ряд специализированных. И пока тренд направлен в сторону усиления специализации и работы по отраслевым направлениям. Многостаночность понемногу уходит в прошлое вместе со «схемами» и компаниями-«однодневками». Сегодня клиент предъявляет слишком высокие требования к профессионализму и качеству работы, чтобы с ней мог справиться неспециалист.

(По материалам интервью с Марией Михайловной Якушевой, генеральным директором страховой компании «Бирюза»)

Источник: insur-info.ru